Указом императрицы Анны Иоанновны первый российский кадетский корпус был создан 29 июня 1732 года. В нем обучались дети и подростки от 13 до 18 лет. Учебной программой предусматривалось, кроме общеобразовательных и военных дисциплин, эстетическое и духовное воспитание — рисование, живопись, архитектура, скульптура, музыка, танцы, фехтование... В кадетские корпуса подбирались наиболее подготовленные преподаватели. Кадетским корпусам выделялись лучшие помещения. Из кадетских корпусов вышли фельдмаршал М. Кутузов, адмиралы Ф. Ушаков, П. Нахимов, В. Корнилов, поэты М. Лермонтов и Ф. Тютчев, писатель Л. Толстой, композитор Н. Римский-Корсаков, ученый и дипломат князь Д. Голицын. В апреле 1997 года президент РФ поддержал возрождение кадетского обучения и воспитания и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по созданию кадетских школ.
Идея открытия кадетского класса овладела Михаилом Ивановичем Чирковым, директором кыштымской школы № 4, еще весной, после приезда в город бывшего директора десятой школы Кыштыма, ныне директора 62-й челябинской Любови Дмитриевны Кондратенковой. 62-я находится между двумя элитными гимназиями, так что рассчитывать на достойный набор не приходилось. До тех пор, пока в ней не были открыты кадетские классы. Теперь прием на конкурсной основе...
— В нашей области кадетское движение — под эгидой МЧС, — объясняет Михаил Иванович. — У нас хорошо отреагировали на идею глава округа, его заместитель, начальник управления ГО и ЧС. Они вышли на отдел образования с предложением организации такого класса.
Самому Чиркову идея импонировала, что называется, со всех сторон. Во-первых, это иной уровень воспитательной работы, во-вторых, на его взгляд, имелись веские причины сделать это именно в четвертой школе. Не секрет, что район трудный. Каждый одиннадцатый ребенок — опекаемый. А в округе, кроме школы, нет ни одного учреждения социально-культурного назначения. Потому-то в ней так много кружков, где дети стреляют и рисуют, поют и играют в баскетбол и волейбол, занимаются кикбоксингом и играют на гитаре...
Указом императрицы Анны Иоанновны первый российский кадетский корпус был создан 29 июня 1732 года. В нем обучались дети и подростки от 13 до 18 лет. Учебной программой предусматривалось, кроме общеобразовательных и военных дисциплин, эстетическое и духовное воспитание — рисование, живопись, архитектура, скульптура, музыка, танцы, фехтование... В кадетские корпуса подбирались наиболее подготовленные преподаватели. Кадетским корпусам выделялись лучшие помещения. Из кадетских корпусов вышли фельдмаршал М. Кутузов, адмиралы Ф. Ушаков, П. Нахимов, В. Корнилов, поэты М. Лермонтов и Ф. Тютчев, писатель Л. Толстой, композитор Н. Римский-Корсаков, ученый и дипломат князь Д. Голицын. В апреле 1997 года президент РФ поддержал возрождение кадетского обучения и воспитания и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по созданию кадетских школ.
— Это хорошие, приученные к труду мальчишки, — говорит директор, — и они как раз из тех, кто в армию-то и пойдет. В другой школе, где все нацелены на институты, это неэффективное вложение средств. Открытием класса решаем вопрос подготовки к службе. Попутно — профилактики правонарушений. С другой стороны, мы теперь имеем право позволить себе иметь такой класс. Мы сами сделали свой ФОК. Там штанги, тренажеры, тир, теннисный стол... По программе кадетского класса с утра общие занятия, потом обычная продленка с приготовлением уроков, и до пяти вечера — специальная подготовка: пожарно-прикладной спорт, строевая подготовка. Но заниматься нужно не только телом, но и душой. Хочу организовать кинолекторий «Учимся любить Родину» и показывать ребятам такие фильмы, как «Обыкновенный фашизм», «Александр Невский». Кстати, «Судьбу человека» они смотрели с замиранием сердца.
И все-таки кадетский класс — это вовсе не одни мальчики. Для первого раза предложили ученикам одного из четвертых классов стать с будущего года кадетами. Предложение было принято с восторгом как детьми, так и родителями. Сейчас все с нетерпением ожидают форму, которую взяло на себя управление ГО и ЧС городского округа.
— Военная форма дисциплинирует, — продолжает Чирков. — Надо сказать, что планируется преподавание воинского этикета, хорошо бы еще и танцев. Будем заниматься скалолазанием, туризмом. Нам Вячеслав Яковлевич Щекочихин подарил свой навигатор для ориентирования на местности. Вообще, я должен поблагодарить многих. Нас поддержал город: возле школы строится отличная спортплощадка с хоккейной коробкой, беговой дорожкой и плацем для строевой подготовки, второй раз в день кадеты будут питаться бесплатно, к школе подводится водопровод — у нас его сейчас нет. Наш депутат Валерий Сергеевич Алексеев с Петром Григорьевичем Мошкиным взялись отремонтировать кабинет ОБЖ. Игорь Леонардович Родин никогда не отказывается дать для детей транспорт и еще выручил списанным автобусом под склад. Вадим Георгиевич Кузьмин сам приезжал оценить, что требуется школе. Помогают завод сплавов и мебельная фабрика, эпизодически — предприниматели, частенько — ныне озерчанин, выпускник нашей школы Виктор Родионович Сачков...
Однако более всего Михаила Ивановича заботит состояние души детей.
— Произошла героизация преступности, — говорит он, — и мне важно показать других героев, настоящих.
Именно с этой целью, чтобы найти достойных партнеров в деле воспитания детей, в прошедшую субботу в четвертой школе был организован «круглый стол» с участием столичных и областных гостей. Вот только некоторые из них. Сергей Андреевич Поляков, вице-президент Ассоциации ветеранов спецподразделений «Альфа», полковник запаса ФСБ; Валентин Антонович Перов, полковник запаса, ветеран спецназа ГРУ, отец погибшего в Беслане Героя России Александра Перова; Феофилакт, викарный епископ Русской православной Церкви; Илья Иванович Аносов, председатель комитета Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области; Владимир Владимирович Елисеев, член совета Ассоциации ветеранов «Альфы», уроженец Кыштыма... И, разумеется, руководство города.
Поговорили о многом. О том, что проекты на американские деньги реализуются в нашей стране не в интересах России, и потому президент на развитие социально значимых инициатив выделил 5 миллиардов против первоначальных 500 миллионов. О том, что в реформировании Вооруженных сил есть тревожные моменты, связанные с копированием чужих армий. О том, что полковник Перов страховые за сына отдал на спортинвентарь для школ и учредил кубки его имени. О том, что любовь к Родине настоящая, если человек ее ощущает, даже живя на российскую пенсию. О великой роли православия...
А результат? Вот взгляд со стороны. Намерения директора маленькой провинциальной школы, в кабинете которого висят икона Пресвятая Троица и портрет близкого ему по духу императора Александра III, москвичами и челябинцами поняты и с уважением приняты. То есть цель встречи достигнута.