Секреты педагогического мастерства Зои Быковой

Фотомир Зои Быковой глазами школьного психолога

В творческом пути Мастера можно проследить две стадии:

1. Профессионал. «Достиг вершин мастерства и творю на радость людям», — так вкратце можно охарактеризовать эту ступень.
2. Мастер. Профессионал, доросший до потребности иметь Ученика.

Открывшаяся в библиотеке им. Б. Швейкина выставка Зои Быковой «Тридцать лет в профессии» ярко иллюстрирует обозначенный выше тезис.

На первом (уже символично!) этаже – работы самой Зои Быковой, фотографа с 30-летним стажем. Здесь широко представлен пейзаж – один из любимых жанров автора. Проникновенная красота родной уральской природы, побуждающая «остановить мгновение», нет, не в кадре, а в нашей душе, чтобы обдумать, осознать правильность выбранного жизненного стиля, истинный смысл бытия. Интереснейшая, на мой взгляд, композиция представлена на левой от входа стене. Ассоциации последовательно сменяют друг друга: Цветок (нет, не просто цветок, портрет Цветка), портрет (портрет женщины), женщина — Мать! Композиционно выстроенная линия сравнения отталкивается от красоты цветка и последовательно приводит зрителя к материнству (вспомним, что дети — цветы жизни). И, конечно же, здесь не пройдешь мимо гордости профессиональной коллекции Зои Быковой — портрета Юрия Никулина, в свое время одобренного самим маэстро, о чем свидетельствует его собственноручный автограф.

Второй этаж библиотеки демонстрирует нам работы учеников Зои Васильевны или работу Зои Васильевны в качестве педагога, руководителя фотостудии «Гелиос» Центра детского (юношеского) технического творчества.

Беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в том, что дифференцированный подход к ученикам занимает ведущее место в педагогике Зои Быковой.

Для младших учеников, начинающих постигать азы фотографии, а быть может, еще только проявивших первый робкий интерес к ней, реализуется парадигма «Учу тебя, следуй за мной». Тематика предложенных им работ находится в зоне ближайшего развития ребенка: это животные, окружающие нас, так близкие душе ребенка, это привычная уральская природа, родные, знакомые, друзья. Много лет отслеживая творчество самой З. Быковой, узнаю в работах младших учеников элементы композиции, характерные для ее личного творчества: начинающие ученики творят по образцу, заданному мастером. Тактичная помощь учителя помогает ученику продвинуться дальше документальной точности фотографии, и вот уже животные в кадре демонстрируют персональные качества (Костина Анастасия «Ночной дозор»), а привычные до боли пейзажи настойчиво заставляют задуматься о единстве с великой природой.

Для подростков, определяющих свое место в мире и обществе, в духе времени отдается дань информационным технологиям (Photoshop и пр.), но главное — предложена работа с портретом (Тележников Николай «Думы», Гаврилов Олег «Сестренка», Хайрулин Александр «Надежда»).

Наконец, заданный образец учеником усвоен, и очень часто в отношениях учитель – ученик этот факт становится кризисным. Только не в случае с педагогом З.В. Быковой. Учителю хватает такта перейти в отношениях с подросшим учеником на парадигму «Поддерживаю тебя, следую за тобой».

Витомсков Илья одной единственной фотографией умело показывает, что он хорошо ощущает разницу «быть рядом» и «быть вместе».

Морозов Иван своей работой «Вулкан» поднимается до наивысших высот философского осмысления жизни, используя архетипические образы, активирует в памяти зрителя элементы коллективного бессознательного, чем-то неуловимо напоминая творчество Константина Васильева.

Работа Стахеева Никиты «Лошади в облаках» демонстрирует высокую способность к рефлексии, умение отойти от своей точки зрения, не только принять точку зрения другого, но и зримо ощутить его чувства.

Таковы итоги 30-летнего профессионального пути Зои Васильевны Быковой – человека с активной жизненной позицией, фотографа – профессионала, педагога. Начав с фотографии как процесса преимущественно химического, не потерялась при смене технологий, и освоила любимое дело уже как процесс цифровой. Упорным трудом, постоянной работой над собой завоевала право иметь учеников, которым передала свою любовь к творчеству.

Не думаю, что действующая в библиотеке им. Б. Швейкина выставка «30 лет в профессии» является апофеозом профессиональной деятельности мастера своего дела Зои Быковой.

Уверена, что через некоторое время мы с вами будем присутствовать на выставке, у которой будет третий этаж «Учитель учителей». Уверена, что на ней ученики Зои Васильевны представят работы своих учеников или свои работы в качестве педагогов. Достаточно будет беглого взгляда, чтобы убедиться в том, что уже знакомые нам педагогические парадигмы «Учу тебя, следуй за мной» и «Поддерживаю тебя, следую за тобой» приобщают к творчеству новые поколения учеников.

Ольга Титченко
Зритель, поклонник и, надеюсь, подруга

[email protected]